РЕСТАВРАЦИЯ - Р +7(925)318-01-18.
Реставрация книг , бумаг, графики,документов,книг,картин. Личная страница реставратора.
Реставрация редких книг и бумаг.Галерея.Реставрация редких книг и бумаг.Галерея. Переплёт. Футляры.Как это делается? Переплёт, реставрация,тряпичная бумага.ВНИМАНИЕ! ВАЖНО!Статьи. Контакты.
Книга и всё о ней .
реставрация
Март, 2013
Апрель, 2013
Греческий иллюстрированный кодекс (Евангельские чтения) второй половины X в. из Парижской

Греческий кодекс Coislin 31', содержащий тексты евангельских чтений, представляет собой пергаменный манускрипт крупного размера (37x25,7 см),  283 л., написанный красивым литургическим унциалом, в два столбца, с боль­шими свободными полями, обрамляющими текст. Кодекс украшен четырьмя миниатюрами с изображениями евангелистов и многочисленными орнамента­ми. Палеографические особенности определяют время создания рукописи как вторую половину X — начало XI в.2. Художественное оформление кодекса в целом вполне согласуется с такой датой, но, быть может, способно ее немного уточнить.



 

Рукопись не содержит, к сожалению, записи писца с указанием места и времени ее создания. В конце кодекса, на л. 282v, есть владельческая запись, написанная по-славянски: «Писал аз грешный поп Димитру»3. Правописание этой фразы — болгарское или сербское; точно сказать затруднительно из-за малого количества слов. Палеография указывает, что запись сделана в конце XIV — первой половине XV в.4.

Можно на основании автографа славянского священника Димитрия по­пытаться представить себе некоторые моменты из биографии манускрипта: в конце XIV в. или в первой половине XV в. кодекс мог принадлежать одной из греческих церквей, находящихся где-то в землях со славянским населением, например в Македонии. Но так как манускрипт этот по роскоши декорации обладает высокородным достоинством, то можно думать, что поп Димитрий читал служебные тексты по этому кодексу отнюдь не в провинциальной церк­ви, что рукопись находилась скорее всего в каком-то крупном центре, напри­мер в Фессалониках. Разумеется, это только предположения, на которых не­возможно настаивать: рукопись могла находиться и в Константинополе, в од­ном из монастырей или церквей которого мог служить «грешный поп Димит­рий». Кроме того, хотя все это весьма интересно как исторически, так и просто по-человечески, однако отстоит от времени возникновения рукописи мини­мум на четыре столетия и мало что дает для узнавания места, условий и даты ее рождения5.

Рукопись представляет собой великолепный, богато оформленный кодекс, один из наиболее дорогих экземпляров византийского книжного мастерства, созданный, возможно, по заказу какого-то именитого лица. Не исключено, что это была персона из императорского дома: ряд листов (7V—10v) написан крас­но-вишневыми чернилами, очень похожими на пурпур (подлинный это пурпур или имитация его — на глаз определить не представлялось возможным). Несо­мненно, это Евангелие-апракос принадлежит к числу кодексов, украшать ко­торые поручалось лучшим мастерам. Об этом говорит не только богатый харак­тер заказа, но и изысканность вкуса в декорации листов и тонкость всей худо­жественной работы. Все это наводит на мысль, что манускрипт мог быть изго­товлен в Константинополе, возможно — в императорском скриптории.

Рукопись украшена изобильно. Орнаментальная декорация ее состоит из больших заставок перед Евангельскими чтениями, инициалов, начинающих тексты этих евангелий {ил. 1, 3, 5, 8, 12), малых заставок-разделителей текстов (ил. 106, 11, 14а, в), малых инициалов внутри чтений (ил. 10а, б, 11, 13, 14а, б, в), крупных орнаментальных композиций, в которые заключены миниатюры (ил. I; 4, 6, 7), фигурных инициалов с птицей (буква «А» на л. 246v, 249v, 277 О (ил. 10а) и с благословляющей рукой (буква «I» на л. 6V, 7 v) (ил. 3, 146).

Иногда мотив декоративного украшения листа — это большая композиция из двух великолепных павлинов по сторонам от чаши (ил. 2), расположенная свободно, без всякой рамы, внизу листа, под правым столбцом текста (7Г)-Вместо простой привычной декоративной концовки здесь размещена большая аллегорическая сцена, известная в византийском искусстве по множеству ва­риантов, где птицы, звери, все твари пьют из фонтана, амфоры, чаши или ка­кого-либо иного сосуда «воду живую», приобщаясь тем самым к Божественно­му источнику духовной жизни. Заметим попутно, что павлины в этой сцене и по своему виду, и по незаурядному для листа книги масштабу похожи на ана­логичную композицию в Изборнике Святослава 1073 г., хотя там они помеще­ны не только на заставку6, как это чаще всего и было принято, но и в совсем необычные места — сидят на куполах храма7 или парят над его кровлей8.

Орнаментальный декор на листах с миниатюрами имеет облик архитек­турного мотива (ил. I; 4, 6, 7). Сцены с фигурами евангелистов не просто окру­жены декоративными рамами, как это чаще всего бывает, но помещены в не­кий идеальный интерьер с золотым пространством, обрамленный драгоцен­ными колоннами и сводами, сплошь заполненными орнаментами, как будто сложенными из эмалей и даже самоцветов. Верх такого орнаментального со­оружения-рамы по величине, пропорциям и месту на поле листа представляет собой заставку, которая могла бы быть помещена над текстом.

Главный мотив во всех четырех заставках над портретами евангелистов — это комбинации арок, по две, три или даже четыре в каждой из них, при этом две арки всегда опираются на колонны, обрамляющие композицию с боковых сторон и являющиеся ее рамой. Нижняя сторона такой рамы — это орнамен­тальная база всей композиции, на которой стоят колонны.

Орнаментальные композиции всех четырех листов с миниатюрами созда­ны по типу таблиц канонов согласия евангелий, оформлявшихся, как известно, наподобие мотивов триумфальной арки. В таблицах канонов на крышах и кар-

низах обычно стоят или расхаживают птицы. Точно так же — в миниатюре с Матфеем в Парижском кодексе.

Подобное обрамление миниатюры, над которой как будто сооружена крыша или, лучше сказать, арки сводов, а держащие эти своды колонны явля­ются рамами, встречается в византийских кодексах весьма редко9. Такие архи­тектурно-орнаментальные рамы, вероятно, призваны создать некую имитацию священного церковного интерьера, в отличие от гораздо более широко распро­страненных сцен, где евангелист помещен в обычную обстановку: он сидит и пишет в своем кабинете.

Кроме того, использование в миниатюрах такого типа узорных рам рожда­ет еще один и притом очень сильный эффект: впечатление красоты и роскоши, создаваемое цветами орнамента, в буквальном смысле слова сверкающими, густо и плотно заполняющими все поверхности арок, сводов, стен и колонн. Такое изобилие великолепных узоров невозможно было бы создать, если ис­пользовать обычные прямоугольные рамы миниатюр, между тем к нему явно стремились, потому и поместили сцены с евангелистами в орнаментальные композиции, обыкновенно предназначаемые для первых листов рукописи с таблицами канонов. Вероятно, в этом проявился вкус к изобильному и вместе с тем утонченному богатству, столь свойственный императорской Византии.

Ко всем перечисленным видам декоративного убранства Парижского ко­декса нужно добавить еще отдельные немаловажные детали. На некоторых листах текст целиком написан золотом (6г, 6 v, 7г) (ил. 1, 2, 146), на других, как уже было отмечено, пурпуровыми чернилами (7v—10v) (ил. 3, 13). На целом ряде листов многие буквы, иногда почти сплошь, превращены в узоры, укра­шены разными простыми мелкими украшениями иного цвета, чем буквы, си­ними и золотыми, так что буквы кажутся инкрустированными, что придает листу большую нарядность.

Наконец, еще одна хитроумная и редкая деталь: на каждом листе с миниа­тюрой к внешнему его краю с двух сторон листа наклеены небольшие золотые листочки фигурной формы, похожей на трезубец, каждый кончик которого имеет еще особое украшение в виде синей капли. 

На обрезе книги остается зо­лотая сердцевина этих тоненьких листочков, и по такой отметине лист с ми­ниатюрой легко отыскивается среди всей толщи обреза книги. Все это сделано весьма деликатно, мастерство воистину ювелирное. Можно догадаться, как хо­тели находить в книге образы евангелистов и как при этом берегли мануск­рипт, не желая пролистывать его лишний раз. А может быть, просто любили удобства и искали комфорт даже в мелочах. Должна сказать, что ни в одной другой рукописи я столь элегантной отметины листов никогда не встречала10.

Правда, эти оригинальные красивые закладки в форме трезубцев были сделаны не одновременно с самой рукописью: ничего подобного в кодексах X в. не встречается (впрочем, возможно, просто не сохранилось); кроме того, и это самое важное, переплет рукописи — не первоначальный, но создан в XVI в. и, когда, видимо, предприняли ее реставрацию 12.

Однако золотые закладки листов — единственные детали во всем художе­ственном убранстве кодекса Coislin 31, которые возникли позже, чем он был создан; при этом они сделаны столь тактично, что нисколько не противоречат  

общему характеру декора, и столь прекрасно, что с успехом приумножают его великолепие.

Как видим, кодекс украшен щедро, узоров разного назначения в нем много. Почти все узоры в этой рукописи — орнаменты одной типологии, так называемого лепесткового стиля, или Bluttenblattstil13, с различными комбина­циями лепестков, похожих на эмали14. Такой вид орнамента, самый эффект­ный и одновременно самый распространенный, настолько типичен для визан­тийского книжного дела всех веков, начиная с X в., что ассоциируется даже с самим понятием «византинизм». Он состоит из разнообразных наборов боль­ших и малых цветков, всегда густого плотного синего цвета, чем вызывает ас­социации с эмалями. Синие лепестки чуть-чуть оттенены вкраплениями крас­ного (впрочем, это необязательно), иногда обрисованы тонкими светлыми контурами, белыми или голубыми, всегда окружены синими стеблями, вполне живыми, растительными, однако создающими четкий геометрический рисунок всего поля. Эти стебли чаще всего обрисовывают кругами синие цветки, выде­ляя их, преподнося как драгоценность. Каждый из цветков вызывает ассоциа­ции с натурой, даже очень близок ей, но никогда не воспроизводит ее полно­стью, однако и не удаляется от нее к абстракции, к геометрическому вымыслу. Походя на натуру, каждый из них, однако, предстает как идеальный.

В синих цветах нет легкости, а в орнаментальной композиции — прозрач­ности. Напротив, все — тяжелое, сгущенное, вся материя обладает особой плотностью, вызывает ассоциации не только с ювелирными изделиями, дос­тойными вкусов императорского двора, но и с видениями райского сада.

Все это относится, разумеется, к декору не только Парижского кодекса, но ко всем орнаментам такой типологии, популярным в греческих рукописях вплоть до XIV в., лишь в конце которого они будут заменены совершенно другими по выразительности узорами плетеного типа. Все это хорошо известно тем, кто имел дело с греческими манускриптами.

Разумеется, типология таких орнаментов, оставаясь постоянной, имеет небольшие вариации15 в зависимости от конкретных времени, места и челове­ческой среды, в которых возникла рукопись. Надо отметить, что орнаменты именно этого типа свой настоящий, полноценный образ имеют только в самых высокородных, из императорского скриптория вышедших книгах, и дело тут не столько в высоте мастерства (оно практически почти всегда было качест­венным), сколько в самом замысле этих орнаментов, в том, что художествен­ная идеальность и есть необходимая черта их образа райской красоты, без нее этот образ не осуществится, исчезнет, останется только более или менее удач­ный узор.

Именно к таким, самым лучшим созданиям орнаментальных композиций лепесткового стиля принадлежат узоры Парижского кодекса Coislin 31, причем они относятся к первой, ранней фазе развития этого орнамента16.

Судя по датированным рукописям, византийский орнамент лепесткового стиля появляется около середины X в.17. Примерами могут быть следующие манускрипты: Афон, Ватопед, cod. 949, 948 г.18; Афон, Ивирон, cod. 70, 954 г.19; Афон, Дионисиу, cod. 70, 955 г.20. Примеры есть также в рукописях, не имеющих точной даты, но по ряду признаков относящихся ко времени окоСудя по датированным рукописям, византийский орнамент лепесткового стиля появляется около середины X в.17. Примерами могут быть следующие манускрипты: Афон, Ватопед, cod. 949, 948 г.18; Афон, Ивирон, cod. 70, 954 г.19; Афон, Дионисиу, cod. 70, 955 г.20. Примеры есть также в рукописях, не имеющих точной даты, но по ряду признаков относящихся ко времени око

ло середины X в.: Афины, Национальная библиотека, cod. 5621; Берлин, Прус­ская Государственная библиотека, cod. Phillipps 1538 п.

Этот орнамент существует на протяжении второй половины X в. и приоб­ретает иногда уже достаточно сложные формы. Датированные манускрипты второй половины Хв.: Афон, Лавра, cod. 70, 984 г.23; Москва, Исторический музей, Син. гр. 104 (Вл. 101), 990 г. (есть также инициал «А» с птицей — л. 118, 166 об., 272; отмечаем этот факт потому, что инициалы точно такого же типа есть в исследуемом нами Парижском кодексе Coislin 31)24; Афины, Нацио­нальная библиотека, cod. 263,991 г. (есть также инициал «А» с птицей — л. 106 об., 140)25; Москва, Исторический музей, Син. гр. 108 (Вл. 104), первая полови­на X в.26; Лондон, Британская библиотека, Harley 5598, 995 г.27; Париж, Нацио­нальная библиотека, Coislin 224, 975—1025 гг.28. Недатированные манускрипты второй половины X в. с различными вариантами орнамента лепесткового сти­ля: Афон, Дионисиу, cod. 58829; Лондон, Британская библиотека, Arundel 54730; Афины, Национальная библиотека, cod. 5931; Ватикан, gr. 115732; Оксфорд, Бодлеанская библиотека, Canon gr. 85, конец X в.33Этот орнамент существует на протяжении второй половины X в. и приоб­ретает иногда уже достаточно сложные формы. Датированные манускрипты второй половины Хв.: Афон, Лавра, cod. 70, 984 г.23; Москва, Исторический музей, Син. гр. 104 (Вл. 101), 990 г. (есть также инициал «А» с птицей — л. 118, 166 об., 272; отмечаем этот факт потому, что инициалы точно такого же типа есть в исследуемом нами Парижском кодексе Coislin 31)24; Афины, Нацио­нальная библиотека, cod. 263,991 г. (есть также инициал «А» с птицей — л. 106 об., 140)25; Москва, Исторический музей, Син. гр. 108 (Вл. 104), первая полови­на X в.26; Лондон, Британская библиотека, Harley 5598, 995 г.27; Париж, Нацио­нальная библиотека, Coislin 224, 975—1025 гг.28. Недатированные манускрипты второй половины X в. с различными вариантами орнамента лепесткового сти­ля: Афон, Дионисиу, cod. 58829; Лондон, Британская библиотека, Arundel 54730; Афины, Национальная библиотека, cod. 5931; Ватикан, gr. 115732; Оксфорд, Бодлеанская библиотека, Canon gr. 85, конец X в.33.

В раннем XI в. этот орнамент встречается уже весьма часто: Афон, Иви-рон, cod. 46, 1007 г.34; Венеция, Марчиана, cod. gr. 17, ок. 1020 г.35. Некоторые недатированные рукописи начала XI в.: Афины, Национальная библиотека, cod. 67, 91,240, 41436 и др.

Однако в X в. орнамент лепесткового стиля еще отнюдь не превалирует, но сосуществует с более старыми узорными формами и только к концу века все более вытесняет их. Эти старые виды орнаментов, которые можно увидеть в манускриптах не только Хв., но даже еще и раннего XI в., трудно назвать од­ним термином. Тут есть и плетение, и геометрия, и сочетание разных, как буд­то резных, всегда небольших форм, условно называемых мною «штучный на­бор» (Афины, cod. 455, начало XI в.37), и цветочный орнамент, но совсем дру­гих типов, чем «эмальерные» синие цветы (Синай, cod. 213, 967 г.3S).

Есть и включения разных фигурок: рыб (Афины, Национальная библио­тека, cod. 60, вторая половина X в. 39), птиц (Синай, cod. 213, 967 г. 40; Афи­ны, Национальная библиотека, cod. 60, вторая половина X в. 41; Лондон, Британская библиотека, Arundel 547, конец X в. 42; Милан, Амброзиана, cod. С. 2 Sup., конец X в. 43; Мадрид, Эскориал, cod. Y-111-5, 1014 г.44), че­ловечков (Синай, cod. 213, 967 г.45; Афон, Лавра, cod. 8646), драконов (Синай, cod. 213, 967 г.47), павлинов у вазы (Синай, cod. 213, 967 г.48); часто и на про­тяжении длительного времени встречаются изображения руки (отметим эту де­таль только в некоторых рукописях интересующего нас периода: Афины, На­циональная библиотека, cod. 60, вторая половина Хв.49; Синай, cod. 213, 967 г.50; Лондон, Британская библиотека, Arundel 547 51, конец Хв.; Афины, Национальная библиотека, cod. 414, начало XI в.52; Афины, Национальная библиотека, cod. 455, начало XI в. 53), ног человека (Лондон, Британская библиотека, Arundel 547, конец X в. 54). Есть и растительный орнамент из различных чередований стилизованной ветки (или так называемый лобзико-вый), иногда простых, но часто — сложных форм (Афины, Национальная биб­лиотека, cod. 56, середина Хв.55; Ватикан, gr. 1675, 1018 г.56; Афины, Нацио­нальная библиотека, cod. 2209, 1018 г.57).

 


Иногда заставки напоминают мраморные инкрустированные панели со стилизованными цветами (Берлин, Прусская Государственная библиотека, cod. Phillipps 1538, середина X в.5S; Оксфорд, Бодлеанская библиотека, Crom­well 16, середина Хв.59). Такие композиции всего более похожи на заставки с орнаментом лепесткового стиля, однако всегда отличаются от них и более гео­метрическим рисунком цветов, и колоритом; в них нет той поразительной гус­той синевы, которая всегда характерна для узоров типа «Bluttenblatt», вызы­вающих ассоциации с эмалями.

Манускрипты, приводимые здесь в качестве примеров различных типов орнамента, — только отдельные, по тем или иным причинам избранные эк­земпляры. Число их, разумеется, могло бы быть умножено. Однако в рамках данной статьи это, к сожалению, невозможно.

Все перечисленные здесь элементы орнаментов, не относящихся к ле­пестковому стилю, могут встречаться в рукописях Хв. в любых сочетаниях. Об­щий вид листа с такой декорацией всегда принципиально иной, чем в рукописи с новыми, появившимися в Хв. лепестковыми орнаментами. Страницы с преж­ними орнаментами выглядят занимательно для разглядывания, в них много раз­нообразия и фантазии, но в них нет такого великолепия, величия и блеска, какой имеют листы манускриптов с заставками, рамами и инициалами, сложенными из орнаментальных, похожих на драгоценные эмали лепестков и цветов.

Парижский кодекс Coislin 31 буквально насыщен декорацией этого нового типа. Правда, здесь есть отдельные элементы, пришедшие из другой, старой орнаментальной традиции. Например, заставочка из простой вьющейся ветки (57 v) {ил. 14а); инициалы, сложенные из «штучного набора» перевязанных жгу­тов (103v) (ил. 106); буква, состоящая из геометрической фантазии (216v) (ил. 14в); инициал с плетенкой и с веткой-отростком (7 v) (ил. 13); фигурные ини­циалы в виде благословляющей руки (6V, 7V) (ил. 3, 146) win с птицей (246v, 249г) (ил. 10а). Все эти малые детали имеют аналогии в рукописях X в. с деко­рацией старого типа. Бывало, конечно, что в кодексах этого времени прежние и новые мотивы существовали рядом, но всегда что-то доминировало. Даже мотив с павлинами у вазы принадлежит старой системе декора (Синай, cod. 213, 967 г.60), хотя в Парижском кодексе он приобрел укрупненный мас­штаб и очень импозантный вид, превратившись из малого рядового декоратив­ного мотива в большую сцену, приближающуюся по важности к миниатюре.

Все эти малые детали, аналогичные узорам X в. старого типа, разнообразят Парижский кодекс, придают его декорации большую живость, однако главным в ее системе является лепестковый, похожий на эмали орнамент, притом во­площенный в блистательных по качеству и чрезвычайно развитых формах. Та­кие крупные и сложные композиции этого орнамента для X в. — пока еще ред­кость. Монументальный размах вместе с изощренностью форм он приобретет в манускриптах XI в., особенно второй его половины. Однако сложные его фор­мы, как мы видели, встречаются, хотя и не часто, уже во второй половине X в. (Афины, cod. 5961; Дионисиу, cod. 58862; Лондон, Британская библиотека, Harley 5598, 995г.63). Очевидно, что именно во второй половине Хв. была найдена художественная выразительность эмальерного орнамента и придума­ны его основные идеальные формы. Дальше будут меняться, усложняться и де

тализироваться его схемы, но его образная сущность, как и его основные ком­поненты, останутся надолго, пока он будет востребован.

Миниатюры в Парижском кодексе — это портреты четырех евангелистов перед текстами из их евангелий. Они расположены, как обычно в рукописях такого содержания, в следующей последовательности: Иоанн (5V) (ил. I), Мат­фей (68V) (ил. 4), Лука (99v) (ил. 6), Марк (135v) (ил. 7). Евангелисты сидят в креслах, перед ними — столики для работы, около некоторых из них — коробы для свитков. На пюпитрах у каждого — кодекс, на коленях — кодекс или сви­ток, на которых Матфей, Лука и Марк пишут. Только Иоанн в момент, изо­браженный художником, отложил перо; он погружен в размышления, он пре­бывает в тишине и молчании, в знак чего поднес палец к губам. Трое других евангелистов работают. На столике стоят только чернильницы двух типов, очень простых форм, и больше ничего на них нет; лишь у Луки есть еще ма­ленькая колбочка с чернилами. Немного позже, в XI в., особенно в раннеком-ниновскую эпоху, появится вкус к подробным и занятным изображениям пис­цовых столиков64. В X в. они были несколько проще. Но и среди миниатюр X в. в Парижском кодексе — одни из самых скромных писцовых принадлежно­стей. И это при том, что рукопись оформлена богато и изощренно65.

Золотые, почти пустые поверхности столов сливаются с золотым фоном, отделены от него только контуром. Тем самым пространство не только не со­кращается, но даже как бы увеличивается и несомненно доминирует в компо­зиции. Созданию того же эффекта служит и очень легкая мебель, вся на ка­ких-то тонких точеных ножках, и отсутствие линии пола, которая могла бы хоть немного конкретизировать обстановку.

Фигуры евангелистов — небольшие в сравнении с полем изображения, в котором главное —- золотое пространство и роскошные орнаменты. Недавно, в период Македонского Ренессанса, любили монументальную импозантность, статуарность и конкретность фигуры. В Парижском кодексе, возникшем не­много позже, заметно уже стремление к выразительности большого, как можно более свободного золотого фона, становящегося светящимся и бесконечно глубоким пространством.

Фигуры евангелистов выглядят совсем небольшими в сравнении с богаты­ми орнаментальными рамами, их окружающими. Именно орнаменты создают такую роскошную красоту листов, что изображения евангелистов кажутся ма­лопримечательными. Однако таково лишь беглое первоначальное впечатление. При вглядывании в изображения евангелистов понимаешь, сколь грамотно и уверенно они написаны. Все они сидят в креслах в свободных живых позах; их фигуры благодаря легким поворотам хорошо обозримы и выглядят естествен­но. С точки зрения классической нормы пропорции — правильны, ракурсы — натуральны, анатомические критерии учтены и продуманы. Фигуры предстают как объемные и пластически полновесные.

Каждая из сцен могла бы восприниматься как реальность, если бы не зо­лотая сфера, в которую она погружена. Классической натуральности фигур противоречит и такая мелочь, как их явно неудобное сидение на краешке стульев, так что они, кажется, сейчас с этих сидений соскользнут и окажутся без опоры в золотом пространстве.

За драпировками одежд евангелистов, хитонами и гиматиями, хорошо ощутимы классические пропорции фигур. Ткани выглядят мягкими, ложатся широкими складками. Очерчивающие их линии — длинные и немногочислен­ные, никаких нюансов нет, выделены лишь те детали, которые необходимы, чтобы одежды казались натуральными и удобно укрывали бы фигуру.

Свет падает на ткани широкими потоками, сообразно форме складок, об­рисовывает их крупно; никаких частых, острых ритмов свет не образует. Он далек от естественного света, но так удачно совпадает с движением материи, с расположением всех ее драпировок, что как будто сливается с ней, стано­вится ее неотъемлемой частью, как это бывает в жизни. В таком свете — пока еще больше естественности, чем символики, хотя сама структура светов, как и положено, условная: это не натуральные блики, а придуманные геометриче­ские лучи.

Евангелисты облачены в голубые одежды (ил. I). На всех — голубые хито­ны. Цвет гиматиев — немного разный, хотя доминирует в нем голубая основа, но к ней добавлены различные оттенки: лиловые у Матфея, Луки и Иоанна, причем у Иоанна этот лиловый нюанс — совсем легкий, только как некий рефлекс от основного голубого; у Марка к цвету хитона, в основе своей голу­бо-лиловому, как и у трех других фигур, примешан еще и зеленоватый тон, в результате чего получается сложный и красочно обогащенный колорит.

Цвет одежд евангелистов, густой, очень похожий на голубизну цветков в орнаментах, однако, не имеет эмальерной однородности и плотности, но пере­ливается нюансами, рефлексирует, очаровывает живописностью. Эти качества, родственные искусству периода Македонской классики, скоро сменятся утон­ченностью и прозрачностью трудноуловимых оттенков, которые станут харак­терны для миниатюр начиная с середины XI в. и особенно во второй половине XI в., но появляются уже во второй половине X в. (например, миниатюры Но­вого Завета, Лондон, Британская библиотека, Add. 2881566) и особенно в конце X в. — начале XI в. (например, миниатюры кодексов рубежа X и XI вв.: Еванге­лие, Синай, cod. 204б7; Евангелие, Афон, Дионисиу, cod. 5886S).

Живописностью отличается и художественный почерк мастера. Он рисует крупно, немногими линиями, не вдаваясь в детали, а краску кладет густо, не стремясь к ее прозрачности на каждом маленьком участочке. Как будто это ру­ка не ювелира, а фрескиста, хотя мы видели, каким искусным ювелиром он был, когда вырисовывал и раскрашивал орнаменты. Правда, можно предполо­жить, что миниатюры и орнаменты в этой рукописи делали два разных челове­ка, вдвоем, по очереди работавших на одном листе, — факт допустимый, но, конечно, совсем необязательный.

В этой живописной манере интересны не столько индивидуальные приме­ты почерка мастера, сколько выживание традиций искусства Македонского Ренессанса, которых в миниатюрах Парижского кодекса достаточно много. Именно эти традиции составляют ту классическую основу стиля миниатюр, которую мы и хотели показать.

Однако к эпохе Македонского классицизма эти миниатюры ни за что не причислишь, и совсем не только из-за орнаментов, характерных, как мы виде­ли, для более позднего периода. Некоторые не свойственные никакой классике


черты уже отмечались: роль золотого пространства, способы его увеличить и обеспечить его доминирующую роль в композиции; отсутствие опоры для фи­гур и предметов, т. е. стремление подчеркнуть инородность священного бытия, его непричастность к законам привычного мира.

Еще одно и, наверное, самое существенное отличие от Македонской клас­сики — это облики евангелистов и характер их образов. Из четырех миниатюр только на двух уцелели лица: у Иоанна и Луки (ил. 9а, б). Лик Матфея утрачен полностью, лик Марка (ил. 9в) — частично, но в столь значительной степени, что говорить о нем затруднительно.

Облики Иоанна и Луки, при всей мелкости масштаба изображения, при­влекают натуральной выразительностью лиц, живым блеском глаз, мягкостью телесного тона, прекрасно понятым сочленением головы и шеи, пластической точностью формы, — словом, такими чертами, которые были обязательны для классического искусства первой половины X в. Более того, некоторые нюансы, обычно свойственные классическим образцам, в них будто специально под­черкнуты. Например, у евангелиста Луки — полные красные губы с особым красивым изгибом, характерным еще для древних греческих статуй.

Однако общее впечатление от обликов евангелистов, особенно Луки, — иное: превалирует не классическая красота со свойственным ей спокойствием, но острая характерность с присущим ей напряжением. Такой эффект достигнут минимальными средствами: вопрошающий взгляд, сдвинутые брови, тревож­ное выражение лица. В искусстве Македонского Ренессанса таких лиц не было.

Всех описанных небольших изменений оказывается достаточно, чтобы придать художественному строю миниатюр иную, чем в предшествующий пе­риод, более акцентированную интонацию. Более углубленное, чем раньше, со­держание образа интересует теперь не меньше, чем классическая форма.

В той или иной мере эта характеристика может быть отнесена буквально ко всем иллюстрированным рукописям второй половины X в. Их миниатюры дают исключительно интересный материал для понимания процессов в искус­стве этих десятилетий, поисков художниками новой выразительности и спо­собов воплотить новое содержание образов. Отметим сразу, что при всем раз­нообразии таких путей цель — всегда одна: любыми средствами придать об­разу как можно большую углубленность, подчеркнуть в нем черты духовной личности.

Приведем некоторые примеры, показывающие различные варианты по­добных поисков. В некоторых миниатюрах Трапезундского евангелия69, в ос­новном своем составе еще вполне классических, использованы необычные ра­нее средства выразительности, особенно в листе с портретом Марка70: изме­ненные, вытянутые пропорции, длинные кисти и маленькие стопы, деформи­рованная пластика, субтильная, будто бескостная форма рук, плоские штрихи как средство моделировки, очень темный, ранее не встречавшийся цвет карна-циивлике, создающий напряженность образа уже только благодаря сгущенной гамме, и, самое главное, выражение лица, характер облика и образа с драмати­ческим, едва ли не с трагическим, и, несомненно, с экспрессивным акцен­том. Ничего подобного не было в искусстве Македонского Ренессанса. Трапе-зундское евангелие сделано, судя по ряду признаков, позже середины X в., т. е. уже в постренессансный период, но вряд ли отстоит от него особенно далеко во времени. Можно предложить приблизительную дату возникновения такого искусства: 50—60-е гг. X в.

(ил. 17,)                В миниатюрах Евангелия-апракос из Британской библиотеки (Arandel 547)п

216 конца X в. или, возможно, даже начала XI в. нельзя не увидеть совсем другие способы переориентации классического стиля. Среди них — густая, ставшая чрезвычайно активной сеть пробелов, далеко ушедших от классических пред­ставлений о мягком иллюзионистическом свете и принявших облик геометри­ческой схемы; тип лиц евангелистов, с крупными чертами, иногда с преувели­ченно большими глазами (Лука), с обобщенной пластикой, отчетливым рисун­ком и однотонной коричневой карнацией. При безупречной классической ос­нове пропорций, моделировок и других элементов стиля очевидно стремление к его большей, чем раньше, строгости. 

Сходные поиски нового типа образа — в миниатюрах, по всей вероятно­сти, конца X в., вшитых в евангелие первой половины X в. из Парижской На­циональной библиотеки, Coislin2072. Евангелисты представлены как мощные

ил. 18, монументы, с повышенной пластикой лиц, строящейся не на перетекании то-2-fo нов и красочной лепке, как всегда бывает в любом искусстве классического типа, а на сопоставлении больших пластических частей, т. е. приеме более схе­матичном, чем живописное построение округлой формы. В образе подчерки­ваются величие и масштаб, в пластике — энергия и обобщенность, в письме лиц — концентрированность темных охр и рисунок высветлений, соответст­вующих выпуклостям крупной формы. Искусство такого типа, вызревшее во второй половине X в. и особенно к концу X в., никогда в специальной литера­туре не выделявшееся как особый феномен, но, несомненно, им являющееся, в сущности предвещает великие образы 30-40-х гг. XI в., такие как в Осиос Лукас, в Софии Киевской, в Софии Охридской, в Неа Мони на Хиосе, когда станут еще больше укрупнены художественные процессы, начавшиеся, как мы видели, в позднем X в. и имеющие целью усиление внутренней и внешней ин­тенсивности образа, более того — его аскетизацию.

К несомненным находкам в искусстве этого времени можно отнести ин­тенсивные света в лицах, положенные отрывистыми белыми вспышками и контрастные по отношению к основному коричневому цвету, приобретшему подчеркнутую, несколько суровую сдержанность. Этот прием можно видеть в миниатюрах ряда кодексов второй половины X в. или, быть может, точнее — конца Хв.: например, в евангелии из монастыря Дионисиу, cod. 58873, или в ' Книге пророка Исайи, с толкованиями, из Ватиканской библиотеки (gr. 755)74, особенно на листе последней из них (л. 1), где изображены пророк Исайя (стоящая фигура, в рост) и четыре святителя (маленькие поясные портреты в медальонах), толкования которых на текст Исайи приведены в этом мануск­рипте (Василий Великий, Кирилл Александрийский, Евсевий Кесарийский и Феодорит Кирский). Такой прием, как известно, станет широко распростра­ненным в византийской живописи и обретет максимальную символическую и стилистическую выразительность в XII и XIV вв. Однако впервые его оценили в искусстве именно того времени, о котором здесь идет речь, — во второй по­ловине X в. или — уже — в последней четверти и конце X в.

Наконец, еще об одном важном обретении в искусстве этого периода. В Синайском кодексе № 20475 — евангелии около 1000 г. — наряду с образами Христа, Богоматери и евангелистов есть миниатюра с изображением некоего св. Петра преподобного, как установил К. Вайцман, местно почитаемого свя­того из монастыря Монобарон (или Монобарон) около Понта (между Понтом и Арменией). Суровый облик Петра, напряженный глубокий взгляд, строгая малоцветная живопись лика, построенная на контрастах темных охр и бе­лил, — все создает образ аскета, далекий от классических понятий, близкий мистическим граням восточнохристианской духовности. Такой образ, хорошо известный в палеологовском искусстве XIV в., во времена последнего подъема византийского исихазма, был найден именно в это время, на рубеже X и XI вв.

Когда всматриваешься в этот обильный и разнообразный рукописный ху­дожественный материал второй половины X в. и рубежа XXI вв., становится ясно, как много всего было найдено и сформулировано в этот период, от ос­новных больших понятий до отдельных малых приемов. У каждого из них бы­ло свое будущее, иногда — большое или даже великое, иногда — более камер­ное, на уровне тонких приемов, обеспечивающих нюансы образа и стиля. Это был живой процесс поиска художественного языка, адекватного особенностям византийского духовного сознания. Невольно хочется сравнить его с анало­гичным процессом, протекавшим в искусстве раннехристианского и ранневи-зантийского времени, особенно в V в.

В этой работе мы перечислили, разумеется, не все варианты новых черт образа и стиля, как и не все новые художественные приемы, которые были ро­ждены в византийском искусстве после Македонского Ренессанса.

 
 
 

<< Назад Добавить новый комментарий
kellAlbumbbialm
11.08.2020 07:46:43
OscicheReemeves vghzm
cbd gummies walmart <a href=" http://cbdoilforpainer.com/ ">cbd drops </a> cbd pure
freeloroamma
11.08.2020 07:37:54
OscicheReemeves xhtgx
cbd oil cbd oils <a href="http://cbdoilgummyxs.com/ ">cbd near me </a> cbd oil for dogs
Emaxemoideord
11.08.2020 07:32:49
Gomoallonia yxsns
cbd oil for pain http://cbdhempht.com/ - hemp cbd buy cbd oil online cbd oil at walmart
freeloroamma
11.08.2020 07:32:46
OscicheReemeves sijdc
buy hemp oil http://cbdoilforpainer.com/ cbd hemp <a href="http://cbdoilforpainer.com/ ">cbd cream </a> hemp oil
Lypelareern
11.08.2020 07:29:24
Whonadaph ecmux
pure cbd oil http://cbdoilforpainer.com/ - cbd online medterra cbd <a href="http://bestcbdoilshp.com/ ">best cbd oil buy cbd oil </a> cbd vape
tugRarKgaftign
11.08.2020 07:26:25
OscicheReemeves slnod
cbd oil store cbd hemp <a href="http://cbdhempht.com/ ">pure cbd oil </a> cbd hemp
kellAlbumbbialm
11.08.2020 07:23:39
OscicheReemeves hawdp
cbd oil store http://bestcbdoilshp.com/ - cbd oil for sale cbd for sale <a href="http://cbdoilstoreww.com/ ">medterra cbd </a> hemp cbd
tugRarKgaftign
11.08.2020 07:23:38
OscicheReemeves tufcx
cbd hemp best cbd oil <a href=" http://cbdoilgummiesxl.com/ ">cbd for sale </a> cdb oils http://cbdhempht.com/ - cbd pure
Emaxemoideord
11.08.2020 07:23:37
Gomoallonia muduy
http://bestcbdoilopp.com/ cbd capsules cbd hemp <a href="http://cbdhempoilwr.com/ ">cbd hemp </a> cbd cream
Lypelareern
11.08.2020 07:16:25
Whonadaph jdsws
my free annual credit report minimum credit score for mortgage <a href=" http://creditreportswkw.com/ ">free yearly credit report </a> check my credit report http://creditreportswkw.com/ - credit karma tax filing
tugRarKgaftign
11.08.2020 07:14:44
OscicheReemeves vdeje
http://creditreportspa.com/ credit report free http://creditreportspa.com/ - check credit <a href="http://creditreportspa.com/ ">experian credit report free </a>
Emaxemoideord
11.08.2020 07:14:11
Gomoallonia kgsyo
http://creditreportchw.com/ experian credit score credit score calculator <a href="http://creditreportchw.com/ ">credit score simulator </a> freecreditreport
kellAlbumbbialm
11.08.2020 07:14:07
OscicheReemeves bfeqo
turbotax credit score <a href=" http://fastcheckcreditscores.com/ ">credit report </a> freecreditreport
freeloroamma
11.08.2020 07:14:06
OscicheReemeves mifin
free credit karma <a href=" http://freecreditreporthh.com/ ">credit reporting agencies </a> what is a credit score
kellAlbumbbialm
11.08.2020 07:02:03
OscicheReemeves yfxjt
cbd hemp cbd <a href="http://cbdoilforpainer.com/ ">cbd pure </a> buy hemp oil
Lypelareern
11.08.2020 07:01:57
Whonadaph ndasd
cbd medic http://cbdhempht.com/ - cbd near me cbd products <a href="http://cbdhempht.com/ ">cbd store </a> cbd oils
freeloroamma
11.08.2020 06:56:53
OscicheReemeves rjjzg
http://cbdoilcreamnk.com/ cbd oil online http://cbdoilgummyxs.com/ - cbd gummies walmart <a href="http://cbdoilcreamnk.com/ ">cbd pills </a>
Emaxemoideord
11.08.2020 06:48:13
Gomoallonia whtym
cbd oil online http://cbdhempht.com/ medterra cbd <a href="http://cbdhempht.com/ ">hemp oil for pain </a> cbd pills
freeloroamma
11.08.2020 06:48:07
OscicheReemeves uncvp
http://cbdoilforpainer.com/ cbd vape http://cbdoilforpainer.com/ - cbd gummies <a href="http://cbdoilforpainer.com/ ">medterra cbd </a>
Lypelareern
11.08.2020 06:46:24
Whonadaph wxqat
hemp cbd cbd oil online <a href=" http://cbdhempht.com/ ">cbd medic </a> cbd capsules http://cbdoilgummyxs.com/ - cbd
tugRarKgaftign
11.08.2020 06:41:42
OscicheReemeves uzdti
http://cbdoilstoreww.com/ cbd oil online cbd oils <a href="http://cbdoilcreamww.com/ ">cbd pills </a> cbd gummies
Emaxemoideord
11.08.2020 06:41:42
Gomoallonia hefug
http://cbdoilgummyxs.com/ cbd vape http://cbdoiltincturesws.com/ - buy hemp oil <a href="http://cbdhempht.com/ ">cbd pills </a>
tugRarKgaftign
11.08.2020 06:38:40
OscicheReemeves utgng
best cbd oil buy cbd oil http://cbdhempht.com/ - cbd cream cbd pure <a href="http://cbdhempht.com/ ">cbd pure </a> cbd cream
Lypelareern
11.08.2020 06:33:26
Whonadaph hxeoh
how to increase credit score http://creditreportswkw.com/ turbotax credit score <a href="http://creditreportswkw.com/ ">check my credit score credit karma </a> experian business credit report
freeloroamma
11.08.2020 06:31:22
OscicheReemeves ycysg
credit report dispute http://freecreditreporthh.com/ - credit karma credit score free credit karma com free credit score whats my credit score
kellAlbumbbialm
11.08.2020 06:31:22
OscicheReemeves nfmwi
transunion credit report phone number http://fastcheckcreditscores.com/ - what is credit score transunion credit score how to increase your credit score fast
Emaxemoideord
11.08.2020 06:31:22
Gomoallonia qciso
http://creditreportchw.com/ credit score companies http://creditreportchw.com/ - credit bureau <a href="http://creditreportchw.com/ ">intuit credit score </a>
tugRarKgaftign
11.08.2020 06:31:20
OscicheReemeves rdsud
experian free credit report http://creditreportspa.com/ - experian credit score annual free credit report official site <a href="http://creditreportspa.com/ ">karma free credit score </a> what is a good credit score
kellAlbumbbialm
11.08.2020 06:15:15
OscicheReemeves lgwkn
medterra cbd cbd oil store <a href="http://cbdoilforpainer.com/ ">cbd oil </a> hemp oil
Lypelareern
11.08.2020 06:15:03
Whonadaph ykgca
cbd cream http://cbdhempht.com/ - cbd vape cbd oils <a href="http://cbdhempht.com/ ">cbd hemp </a> hemp oil for pain
freeloroamma
11.08.2020 06:13:46
OscicheReemeves zgnvg
cbd oil for dogs http://bestcbdoilshp.com/ - cbd oil for pain medterra cbd <a href="http://cbdoilgummyxs.com/ ">cbd oils </a> hemp cbd oil
Lypelareern
11.08.2020 06:02:05
Whonadaph uiggz
hemp cbd oil cbd oil online <a href=" http://cbdoilforpainer.com/ ">cbd oil </a> best cbd oil buy cbd oil http://cbdoilgummiesxl.com/ - cbd hemp
freeloroamma
11.08.2020 06:00:51
OscicheReemeves eibdf
http://cbdoilforpainer.com/ cbd gummies walmart http://cbdoilforpainer.com/ - cbd medic <a href="http://cbdoilforpainer.com/ ">cbd oil at walmart </a>
Emaxemoideord
11.08.2020 06:00:28
Gomoallonia bazhj
medterra cbd http://cbdhempht.com/ - cbd pure best cbd oil <a href="http://cbdhempht.com/ ">cbd oil for sale </a> cbd hemp
Emaxemoideord
11.08.2020 05:59:48
Gomoallonia kuyuh
cbd oil online cbd drops <a href="http://cbdoiltincturesws.com/ ">cbd oil for pain </a> hemp oil for pain
tugRarKgaftign
11.08.2020 05:59:47
OscicheReemeves jxgcd
hemp cbd oil <a href=" http://cbdhempht.com/ ">hemp oil </a> cbd capsules
kellAlbumbbialm
11.08.2020 05:59:45
OscicheReemeves ggjad
hemp cbd oil cbd gummies <a href=" http://cbdoilforpainer.com/ ">buy hemp oil </a> cbd store http://cbdoilcreamww.com/ - cbd store
tugRarKgaftign
11.08.2020 05:49:47
OscicheReemeves cvcml
http://cbdhempht.com/ cbd pure http://cbdhempht.com/ - cdb oils <a href="http://cbdhempht.com/ ">cbd pure </a>
Lypelareern
11.08.2020 05:48:48
Whonadaph pnsme
how to get free credit report <a href=" http://creditreportswkw.com/ ">credit karma credit score </a> credit rating scale
freeloroamma
11.08.2020 05:48:30
OscicheReemeves xtwdc
credit rating scale http://freecreditreporthh.com/ - average credit score what is a good credit score number <a href="http://freecreditreporthh.com/ ">credit score </a> credit karma tax filing
kellAlbumbbialm
11.08.2020 05:48:23
OscicheReemeves epojp
credit report agencies <a href=" http://fastcheckcreditscores.com/ ">free credit check </a> how to check your credit score
tugRarKgaftign
11.08.2020 05:48:20
OscicheReemeves rclpp
http://creditreportspa.com/ check credit score credit karma free credit report <a href="http://creditreportspa.com/ ">free online credit report </a> how to get credit report
Emaxemoideord
11.08.2020 05:46:14
Gomoallonia puvcj
credit karma free credit report http://creditreportchw.com/ - how to unfreeze credit report annualcreditreport com what is a good credit score
freeloroamma
11.08.2020 05:30:17
OscicheReemeves poxwi
cbd oils cbd medic <a href=" http://cbdoilcreamww.com/ ">hemp oil </a> cbd medic http://cbdoilgummyxs.com/ - best cbd oil
Lypelareern
11.08.2020 05:29:12
Whonadaph iqltg
http://cbdhempht.com/ cbd products cbd oil <a href="http://cbdhempht.com/ ">cbd oil benefits </a> cannabis oil
kellAlbumbbialm
11.08.2020 05:29:09
OscicheReemeves kvxeu
http://cbdoilforpainer.com/ cbd pure http://cbdoilforpainer.com/ - hemp oil <a href="http://cbdoilforpainer.com/ ">cbd oil store </a>
KS6JJ_Ves
11.08.2020 05:23:10
http://forum.pedrochavez.co/lab-report/topics-7428.html
http://talk.pedrochavez.co/academic-ghostwriting/topics-377.html
<a href=https://daftarsbo.co/map41.html>My favourite fruit banana essay for class 1, Children will become familiar with a variety of fruits and vegetables. 2. Children will be. name of the fruit or vegetable on your card, then you will trade places. Practice again by saying Banana and strawberry trade places. Give lots of. Aug 28, Class 1 Age 7 Mode Simple Article type Simple Paragraph Target Age Group 6 10 Writing some type of computer Science thesis will be a bigger struggle should you not put down using a clear vision of what you l</a>
<a href=http://chat.daftarsbo.co/map20.html>YouTuber PewDiePie s funny, frivolous, Internet meme spoof. Read Common Sense Media s This Book Loves You review, age rating, and parents guide Are you aware that you should use your town service make an effort to help pay for college?</a>
http://chat.asharskincare.co/projects/topics-823.html
<a href=http://chat.asharskincare.co/map18.html>This webpage is aiming to provide basic information about friction stir welding FSW technology, which is a new high tech way of metallic material jointing used mainly on aircraft and spaceship structures</a>
http://chat.daftarsbo.co/research-papers/topics-8611.html
<a href=http://chat.asharskincare.co/map17.html>Richard Ritenbaugh, reflecting on God s presence in the pillar of cloud and fire, suggests that it is a vital part of the meaning of the Days of Unleavened Bread and depicts God s visible presence and protection, His Shekinah, which appeared continuously for forty years above the Tabernacle Gold, Glory and God is a phrase giving the reasons why the early Spanish explorers went to the Americas. When you think of the actual trip the Spanish had to endure to reach America from Spain, they had to ha</a>
http://chat.daftarsbo.co/letter/topics-7505.html
<a href=http://forum.pedrochavez.co/map12.html><strong>Get the led out case study answers.</strong> After the 1925 publication of Mrs Dalloway, Bloomsbury continued to inspire Woolf's writing. I hope on this essay that we have explained completely detail my first flight trip and also how I felt and just what I saw and experienced walking on to USA for the first time. Furthermore, since the end of the nineteenth century modern sexual researchers have brought new insights into what sort of sexual identity of persons is made. In fact nearly all</a>
https://asharskincare.co/scholarship-essay/topics-9204.html
<a href=http://talk.pedrochavez.co/map20.html>Parents need to know that Wishtree is by Newbery Award winner Katherine Applegate The One and Only Ivan, who brings her trademark sensitivity and humor to a thorny, topical subject. The central conflict is an instance of hate aimed at a Muslim family a boy carves the word LEAVE into their tree but Applegate handles the incident gently Students seeking topics for independent studies or thesis research will get useful information, just like faculty who are constructing new courses.</a>
http://chat.pedrochavez.co/courseworks/topics-6182.html
<a href=http://guestbook.pedrochavez.co/map19.html>Top 101 Best Persuasive Essay Topics in 2017. Date: September 15, 2017. Home The main objective of the persuasive speech is to make the students master the art of persuasion. This type of essay is a common assignment during high school and early college years, so senior high school students and junior college students should benefit from it If you feel that you need help of professional writing services, you are welcome to head for Evolution Writers.</a>
http://guestbook.daftarsbo.co/critical-thinking/topics-2133.html
<a href=https://asharskincare.co/map4.html>Dissertation Grading System UK</a>
http://guestbook.daftarsbo.co/dissertations/topics-9041.html
<a href=https://pedrochavez.co/map22.html>A normal day in my life. A normal day in my life usually starts with a lot of complaining from my side, mostly about having to get up. I seriously love to stay up late and to get up late, 7 o clock is way too early for my taste</a>
http://talk.asharskincare.co/capstone-project/topics-2501.html
<a href=http://talk.daftarsbo.co/map34.html>How To Make Business Case Study</a>
https://asharskincare.co/academic-writing/topics-2290.html
<a href=https://pedrochavez.co/map27.html>The Crying of Lot 49: Her Errand Into the Wilderness One of the central themes touched upon in Pierre Yves Petillon s Essay, A Re cognition of Her Errand Into the Wilderness, is the general sense of awakening one feels when he reads Thos Pynchon s The Crying of Lot 49 Still, a viewpoint essay is definitely an academic paper, and that means you can't just write the first thing that located your mind.</a>
http://forum.daftarsbo.co/personal-statement/topics-9674.html
<a href=http://chat.pedrochavez.co/map8.html>The Best College Admissions Essays I Have Ever Read. By: Susanna Cerasuolo, In 20 years of reading college essays and giving students advice on this monumental teenage rite of passage, I do have some standout favorite essays of all time. These are essays that I would go back and read today It's a good idea to utilize specific references in support of your summary when scripting this portion.</a>
http://guestbook.pedrochavez.co/creative-writing/topics-1311.html
<a href=https://pedrochavez.co/map18.html>Essay on leadership in nurse degrees type of essay formats dissertation for phd jadavpur university 2018 business plan sample for new business email essay kritik sastra bumi manusia meaning business plan startup templates research paper on leadership styles memo essay english book kalpana rajaram Youtube dissertation presenting findings rating</a>
tugRarKgaftign
11.08.2020 05:17:38
OscicheReemeves bvwfx
cdb oils http://cbdhempht.com/ cbd gummies walmart <a href="http://cbdoiltincturesws.com/ ">cbd hemp </a> buy cbd oil
Emaxemoideord
11.08.2020 05:17:36
Gomoallonia vddfg
http://cbdoilcreamww.com/ cbd hemp http://cbdhempoilwr.com/ - cbd for dogs <a href="http://cbdoiltincturesws.com/ ">cbd store </a>
Lypelareern
11.08.2020 05:16:41
Whonadaph exwfl
http://bestcbdoilshp.com/ cbd store http://bestcbdoilshp.com/ - buy hemp oil <a href="http://cbdoilcreamnk.com/ ">pure cbd oil </a>
kellAlbumbbialm
11.08.2020 05:16:40
OscicheReemeves avxpu
best cbd oil <a href=" http://cbdoilforpainer.com/ ">cbd oil </a> pure cbd oil
Emaxemoideord
11.08.2020 05:12:51
Gomoallonia eczgv
cbd vape http://cbdhempht.com/ - cdb oils cdb oils cbd oil for pain
freeloroamma
11.08.2020 05:12:48
OscicheReemeves ygppz
cbd http://cbdoilforpainer.com/ - cbd capsules cbd oil online <a href="http://cbdoilforpainer.com/ ">cbd oil for dogs </a> cbd cream
freeloroamma
11.08.2020 05:05:51
OscicheReemeves ascdv
free credit reports <a href=" http://freecreditreporthh.com/ ">karma credit report </a> credit report
tugRarKgaftign
11.08.2020 05:05:49
OscicheReemeves jjukn
fico credit score http://creditreportspa.com/ free business credit report <a href="http://creditreportspa.com/ ">turbo credit score </a> experian free credit report
kellAlbumbbialm
11.08.2020 05:05:46
OscicheReemeves cdhxj
annualcreditreport com http://fastcheckcreditscores.com/ - creditkarma business credit score <a href="http://fastcheckcreditscores.com/ ">my credit report </a> request credit report
Lypelareern
11.08.2020 05:05:45
Whonadaph nmkth
experian business credit report annual credit score <a href=" http://creditreportswkw.com/ ">free credit score experian </a> freeze credit report http://creditreportswkw.com/ - credit karma free credit score
Emaxemoideord
11.08.2020 05:03:55
Gomoallonia pcpvh
http://creditreportchw.com/ check credit http://creditreportchw.com/ - what is good credit score <a href="http://creditreportchw.com/ ">credit score rating </a>
tugRarKgaftign
11.08.2020 04:59:37
OscicheReemeves zexde
cannabis oil <a href=" http://cbdhempht.com/ ">cbd capsules </a> cbd gummies walmart
freeloroamma
11.08.2020 04:47:34
OscicheReemeves vgagu
cbd for sale http://cbdoilwalmartww.com/ - cbd pure hemp cbd oil cbd oil for dogs
kellAlbumbbialm
11.08.2020 04:43:32
OscicheReemeves upmky
pure cbd oil http://cbdoilforpainer.com/ - best cbd oil buy cbd oil cbd oil online <a href="http://cbdoilforpainer.com/ ">hemp cbd </a> buy cbd
Lypelareern
11.08.2020 04:43:31
Whonadaph pxlzy
http://cbdhempht.com/ cbd tinctures hemp cbd oil <a href="http://cbdhempht.com/ ">cbd drops </a> hemp cbd oil
tugRarKgaftign
11.08.2020 04:34:53
OscicheReemeves sslku
cbd hemp cbd <a href="http://cbdoilstoreww.com/ ">cbd hemp </a> cbd gummies walmart
Emaxemoideord
11.08.2020 04:34:51
Gomoallonia vsjpj
http://cbdoilgummiesxl.com/ cbd vape cbd store <a href="http://cbdoilgummyxs.com/ ">cbd gummies </a> buy cbd oil online
kellAlbumbbialm
11.08.2020 04:34:48
OscicheReemeves segjj
cbd vape best cbd oil <a href="http://cbdhempoilwr.com/ ">cbd medic </a> cbd capsules
Lypelareern
11.08.2020 04:34:43
Whonadaph pbrzz
http://bestcbdoilopp.com/ cbd tinctures cbd pills <a href="http://cbdhempht.com/ ">cbd products </a> cbd pure
kellAlbumbbialm
11.08.2020 04:26:22
OscicheReemeves atdfo
karma credit score <a href=" http://fastcheckcreditscores.com/ ">free experian credit report </a> credit score ratings chart
Lypelareern
11.08.2020 04:26:20
Whonadaph zmioh
experian credit score check credit rating <a href="http://creditreportswkw.com/ ">checking credit score </a> annual credit report free
freeloroamma
11.08.2020 04:26:20
OscicheReemeves ojgql
http://freecreditreporthh.com/ free annual credit report free http://freecreditreporthh.com/ - credit karma free credit report <a href="http://freecreditreporthh.com/ ">request credit report </a>
tugRarKgaftign
11.08.2020 04:26:18
OscicheReemeves ztyfx
check my credit score credit karma credit karma tax filing <a href=" http://creditreportspa.com/ ">free credit report transunion </a> my credit score http://creditreportspa.com/ - my free annual credit report
freeloroamma
11.08.2020 04:25:09
OscicheReemeves qlnem
http://cbdoilforpainer.com/ buy hemp oil http://cbdoilforpainer.com/ - cbd for sale <a href="http://cbdoilforpainer.com/ ">cdb oils </a>
Emaxemoideord
11.08.2020 04:25:07
Gomoallonia vurpk
http://cbdhempht.com/ cbd oil cbd near me <a href="http://cbdhempht.com/ ">cbd vape </a> cbd gummies
tugRarKgaftign
11.08.2020 04:10:35
OscicheReemeves nezyp
http://cbdhempht.com/ cbd for dogs hemp cbd <a href="http://cbdhempht.com/ ">buy cbd oil </a> best cbd oil buy cbd oil
freeloroamma
11.08.2020 04:05:27
OscicheReemeves slely
best cbd oil buy cbd oil http://cbdoilgummiesxl.com/ - cdb oils best cbd oil buy cbd oil <a href="http://cbdoiltincturesws.com/ ">cbd online </a> cbd for dogs
Lypelareern
11.08.2020 03:56:33
Whonadaph pzrjg
cbd for sale http://cbdhempht.com/ cbd <a href="http://cbdhempht.com/ ">cbd vape </a> cbd oil online
kellAlbumbbialm
11.08.2020 03:56:31
OscicheReemeves nakxk
cbd tinctures cbd oil at walmart <a href=" http://cbdoilforpainer.com/ ">cbd pills </a> best cbd oil buy cbd oil http://cbdoilforpainer.com/ - cbd capsules
Emaxemoideord
11.08.2020 03:52:21
Gomoallonia qmjyz
hemp oil for pain http://cbdoiltincturesws.com/ cbd for dogs <a href="http://cbdhempoilwr.com/ ">cbd pills </a> hemp oil for pain
Lypelareern
11.08.2020 03:52:19
Whonadaph xlcru
cbd oil store cbd oil <a href=" http://cbdoilstoreww.com/ ">cannabis oil </a> cannabis oil http://cbdoilstoreww.com/ - buy hemp oil
kellAlbumbbialm
11.08.2020 03:52:18
OscicheReemeves zrrvs
cannabis oil <a href=" http://cbdhempoilwr.com/ ">buy cbd </a> cbd oil online
Emaxemoideord
11.08.2020 03:52:16
Gomoallonia icixm
http://creditreportchw.com/ experian credit report free http://creditreportchw.com/ - what is an excellent credit score <a href="http://creditreportchw.com/ ">how to read credit report </a>
tugRarKgaftign
11.08.2020 03:50:04
OscicheReemeves ejgim
cbd oil for dogs cbd vape <a href=" http://cbdoilcreamnk.com/ ">best cbd oil buy cbd oil </a> best cbd oil http://cbdoilforpainer.com/ - cbd hemp
tugRarKgaftign
11.08.2020 03:44:29
OscicheReemeves qsygo
credit scores chart http://creditreportspa.com/ how to dispute credit report items <a href="http://creditreportspa.com/ ">free credit report transunion </a> excellent credit score
Lypelareern
11.08.2020 03:44:22
Whonadaph iemec
http://creditreportswkw.com/ annual credit report credit scoring <a href="http://creditreportswkw.com/ ">credit score rating </a> credit karma credit score free
kellAlbumbbialm
11.08.2020 03:44:21
OscicheReemeves ytakh
http://fastcheckcreditscores.com/ yearly free credit report http://fastcheckcreditscores.com/ - free annual credit report <a href="http://fastcheckcreditscores.com/ ">good credit score </a>
freeloroamma
11.08.2020 03:44:21
OscicheReemeves rjltj
government free credit report http://freecreditreporthh.com/ how to raise credit score <a href="http://freecreditreporthh.com/ ">credit scores </a> best credit score
Emaxemoideord
11.08.2020 03:39:26
Gomoallonia jqmik
cbd for dogs http://cbdhempht.com/ - cbd pure cbd oil cbd vape
freeloroamma
11.08.2020 03:39:22
OscicheReemeves winxn
buy cbd oil online cbd for sale <a href=" http://cbdoilforpainer.com/ ">cbd tinctures </a> hemp cbd oil http://cbdoilforpainer.com/ - cbd oil online
freeloroamma
11.08.2020 03:22:53
OscicheReemeves ehhgt
hemp oil <a href=" http://cbdoilcreamnk.com/ ">cbd oil for dogs </a> buy cbd oil online
tugRarKgaftign
11.08.2020 03:21:30
OscicheReemeves ncgdb
http://cbdhempht.com/ cbd medic http://cbdhempht.com/ - cbd <a href="http://cbdhempht.com/ ">cbd oil for dogs </a>
Emaxemoideord
11.08.2020 03:09:59
Gomoallonia mzqsc
http://creditreportchw.com/ equifax credit report http://creditreportchw.com/ - credit score calculator <a href="http://creditreportchw.com/ ">business credit score </a>
Lypelareern
11.08.2020 03:09:34
Whonadaph nsdzz
http://cbdhempht.com/ cbd for sale http://cbdhempht.com/ - cbd <a href="http://cbdhempht.com/ ">cbd medic </a>
Lypelareern
11.08.2020 03:09:30
Whonadaph ufhyo
cbd capsules http://cbdoilforpainer.com/ cbd online <a href="http://cbdoilgummiesxl.com/ ">hemp oil </a> cbd cream
Emaxemoideord
11.08.2020 03:09:28
Gomoallonia jwbef
http://bestcbdoilopp.com/ cbd pills medterra cbd <a href="http://cbdoilcreamww.com/ ">cbd </a> cbd medic
kellAlbumbbialm
11.08.2020 03:09:27
OscicheReemeves pmpye
cbd hemp http://cbdoilwalmartww.com/ cbd for sale <a href="http://cbdoilforpainer.com/ ">cbd oil online </a> cbd products
tugRarKgaftign
11.08.2020 03:05:56
OscicheReemeves mgent
http://cbdoilstoreww.com/ cbd for sale cbd oil store <a href="http://cbdoiltincturesws.com/ ">cbd medic </a> cbd medic
tugRarKgaftign
11.08.2020 03:02:33
OscicheReemeves hshdb
what is an excellent credit score http://creditreportspa.com/ - whats my credit score credit scoring <a href="http://creditreportspa.com/ ">boost credit score </a> transunion credit report free
freeloroamma
11.08.2020 03:02:24
OscicheReemeves zoczh
credit karma check my credit score <a href=" http://freecreditreporthh.com/ ">credit score online </a> free credit check
kellAlbumbbialm
11.08.2020 03:02:23
OscicheReemeves fkniz
credit score ranges http://fastcheckcreditscores.com/ - credit score ranges transunion credit score how to improve credit score
freeloroamma
11.08.2020 02:53:28
OscicheReemeves ltipt
cdb oils http://cbdoilforpainer.com/ - buy cbd oil buy cbd <a href="http://cbdoilforpainer.com/ ">cdb oils </a> cbd store
Emaxemoideord
11.08.2020 02:53:27
Gomoallonia xcyps
cbd oil for sale cbd oil <a href="http://cbdhempht.com/ ">cbd oil for pain </a> cbd for sale
11847 всего 1  2  3  4  5  ...  119 
Добавить новый комментарий
Имя*
Тема*
Комментарий*
Пожалуйста, введите код подтверждения, изображенный на картинке*
Перезагрузить картинку





Cоздание сайта: SAMOMU.RU
Реставрация редких книг и бумаг.|Галерея.Реставрация редких книг и бумаг.|Галерея. Переплёт. Футляры.|Как это делается? Переплёт, реставрация,тряпичная бумага.|ВНИМАНИЕ! ВАЖНО!|Статьи. |Контакты.